В РСПП состоялось первое публичное обсуждение проекта национального техрегламента «О безопасности строительной продукции»
В Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялся круглый стол на тему «О проекте технического регламента «О безопасности строительной продукции». Документ был подготовлен экспертной группой Ассоциации НОПСМ и Центром методологии и стандартизации в строительстве и в начале июля был вынесен на рассмотрение представителей строительной отрасли.
Проект техрегламента направлен на решение актуальных проблем, связанных с вопросами оценки соответствия продукции стандартам, государственного контроля и надзора за деятельностью участников рынка, наличием большого объема фальсификата и контрафакта на рынке строительных материалов. По некоторым видам материалов доля такой продукции может достигать 50%.
Круглый стол прошел под руководством первого заместителя председателя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценки соответствия Андрея Лоцманова, председателя Межотраслевого совета РСПП по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли Сергей Пугачева, а также зампредседателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ларисы Бариновой.
Участие в мероприятии приняли свыше 150 экспертов отрасли и представителей бизнес-сообщества: НОПРИЗ, НОСТРОЙ, Российского союза промышленников и предпринимателей, других профильных ассоциаций и объединений производителей строительных материалов, научных организаций, руководители отраслевых технических комитетов по стандартизации – ТК 400, ТК 418, ТК 099, ПТК 705 и др., а также представители Экспертного Совета Комитета Госдумы ФС РФ по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства, члены Комитетов ТПП РФ и пр.
Открыл круглый стол Андрей Лоцманов, который в своем вступительном слове сказал: «Разработка этого регламента – это крик души строителей и производителей строительных материалов. Регламент Евразийского союза шесть лет лежит без движения по одной причине – там записаны строительные нормы, а как говорят наши коллеги из Казахстана и других соседних стран: «Мы не хотим, чтобы Москва писала нам обязательные нормы, по которым мы все будем строем ходить». Из-за этих строительных норм регламент лежит без движения, а вопросы не решаются.
Сегодня на разных площадках обсуждаются вопрос засилья фальсификата, вопрос торговли сертификатами хоть на цемент, хоть на радиаторы, хоть на кабели. Причина половины пожаров в нашей стране - это фальсифицированный кабель. Мы пытаемся наводить порядок в цементной отрасли. На радиаторы отопления ввели обязательную сертификацию в июле этого года, а рынок уже забит бумажками с буквами «сертификат». Поэтому вопрос регулирования безопасности строительных материалов назрел. Я думаю, мы его решим».
Андрей Лоцманов передал слово Сергею Пугачеву, члену рабочей группы Ассоциации НОПСМ по разработке технического регламента, который выступил с докладом «О проблемах в области установления обязательных требований к строительным материалам и изделиям». Он рассказал, что в начале этого года в ТПП РФ состоялся ряд совещаний по вопросам борьбы с фальсифицированной продукцией. И целый ряд объединений и ассоциаций, которые проводят мониторинг своих сегментов рынка, отметили, что на сегодняшний день доля фальсификата и контрафакта составляет от 30 до 50%.
Эксперт обратил внимание, что при этом эта же продукция при выходе на рынок проходит через более чем 200 систем добровольной сертификации: «И остаются вопросы: по каким правилам и процедурам работают эти добровольные системы сертификации? Как их проверяют? Насколько проверяют лаборатории органы, которые к этим системам допущены, и какую ответственность они несут за результаты своей деятельности?».
В ходе своего доклада Сергей Пугачев привел еще ряд аргументов в пользу разработки и принятия национального технического регламента. Так, он рассказал, что на сегодняшний момент существует 96 ГОСТов на бетон, цемент, плитку и проч., которые были приняты на основе европейских стандартов, и параллельно с этим на эти группы материалов продолжают действовать и российские стандарты. При этом они абсолютно не стыкуются друг с другом ни по классификации, ни по другому ряду показателей. Например, результаты испытаний по бетону, по мнению экспертов, расходятся на 30-35%. И на сегодняшний день нет инструмента урегулирования этого вопроса.
Еще одной причиной служит тот факт, что в функционал градостроительного контроля и органов строительного надзора не входит проверка соответствия строительной продукции стандартам, которые предусмотрены Росстандартом. Переходные положения не позволяют в полной мере осуществлять техническое регулирование за строительной продукцией, потому что нормативных документах фигурируют технические регламенты и проектные документации.
По словам Сергея Пугачева, еще в старой редакции закона «О техническом регулировании» от 2007 года задача разработки национального технического регламента фигурировала как одна из основных, он должен был быть разработан до 2010 года. Однако его отозвали со второго чтения в Госдуме РФ в связи с разработкой технического регламента Таможенного союза. В этом же году была создана рабочая группа по подготовке союзного регламента, но вопрос до сих пор не решен - его принятие требует внесения концептуальных изменений в Договор ЕАЭС и затягивается на неопределенные сроки. «При этом в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане национальный техрегламент принят, и в Армении по отдельным группам строительных материалов с 2006 по 2009 годы были также введены технические регламенты. Все четыре страны ЕАЭС свои рынки защитили», - подчеркнул эксперт.
В России только оконные блоки, стеклопакеты, а с этого года строительные смеси и растворы, теплоизоляционные материалы, подлежат обязательному декларированию, цемент и с этого года радиаторы и конвекторы отопления – обязательной сертификации. На заседании Экспертной группы 2.3 НТС Минпромторга России 10.07.2018 было одобрено внесение изменений в Перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в части следующих строительных материалов и изделий: плиты из цемента, бетона, или искусственного камня, трубы чугунные, герметики, материалы теплоизоляционные из вспененного полиэтилена, панели металлические трехслойные типа «Сэндвич» с утеплителем из минеральной ваты, арматура композитная полимерная, предложено дополнительно проработать включение материалов теплоизоляционных из вспененного каучука, металлопроката, металлочерепицы, других металлических изделий.
В пользу разработки и принятия национального техрегламента выступила и Лариса Баринова: «Лучшие мировые практики говорят о том, что техническое регулирование проектирования и строительства осуществляются национальными нормативными документами. В рамках ЕЭС возникла коллизия – Казахстан и Беларусь приняли, что регламент ЕАС не может диктовать требования к проектированию и строительству. Строительные материалы пересекают границы, оценка их соответствия должна осуществляться по единым понятным правилам».
Проект технического регламента на мероприятии представил Константин Жиляев, руководитель экспертной группы Ассоциации НОПСМ. Он подробно рассказал обо всех особенностях документа, обозначил концептуальные подходы и принципы его разработки, а также обосновал необходимость его принятия.
Константин Жиляев пояснил, что в отношении строительных материалов на сегодняшний день не введен четкий механизм регулирования. «Существующий технический регламент о безопасности зданий и сооружений не регламентирует строительную продукцию, а действующее Постановление №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации…» распространяется лишь на некоторые группы материалов, а значит, не охватывает всю отрасль полностью. При этом при всем у нас в России наблюдается засилье контрафакта и фальсификата, что привело к появлению недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, снижению уровня доверия к российским производителям на мировой арене, а также существенно ухудшило качество возводимых объектов», — рассказал он.
По словам Константина Жиляева, разработанный документ как раз может стать тем инструментом, который поможет навести порядок на внутреннем рынке строительных материалов, а также должным образом даст возможность российской стороне принимать участие в разработке технического регламента в рамках Евразийского экономического союза.
«Новый техрегламент решает важные задачи. Предлагаемая нами система декларирования четко разграничивает ответственность между изготовителем и производителей строительной продукции. Техрегламент не содержит в себе прямых требований к характеристикам строительной продукции, но прописывает механизм работы таких требований через стандарты. После прохождения процедуры соответствия продукции определенным стандартам, производитель будет нести ответственность за достоверность этих данных. Это позволит использовать инструменты технического регулирования для снижения объема контрафакта – теперь при выборе продукции потребитель сможет четко видеть все параметры продукции», — пояснил руководитель экспертной группы Ассоциации НОПСМ.
При этом производитель должен будет задекларировать все показатели для каждого целевого назначения продукции. Такое решение обусловлено тем, что строительные материалы сами по себе не являются конечным продуктом, а свои формы и свойства приобретают будучи встроенными в здания и сооружения. Таким образом, на первый план здесь выходит безопасность и свойства продукции в зависимости от ее целевого назначения.
Представленный техрегламент получил широкий резонанс среди участников круглого стола. Многие эксперты высказались за принятие документа, представили свои дополнения и предложения по его доработке.
Так, в ходе мероприятия выступил Александр Минченков, директор по новым технологиям компании, производящей трубную продукцию для сектора питьевого водоснабжения и водоотведения – ЛТК «Свободный сокол». Он отметил, что сегодня многие производители сильно обеспокоены наличием большого объема некачественной и фальсифицированной продукции.
«Мы выпускаем качественный товар, однако из-за невозможности конкурировать с «гаражными» производителями, которые используют дешевое вторсырье и производят фальсифицированные трубы, мы вынуждены до половины своей продукции отправлять на экспорт в другие страны, где она востребована — на сегодняшний день мы работаем с 20 странами в Европе и Азии, — отметил Александр Минченков. — Однако это даже не вопрос конкуренции, сколько качества самой продукции и угрозы здоровью людей, которые вынуждены пить воду, текущую по трубопроводам, построенным из опасного фальсификата. Поэтому наша задача – высказать свои предложения и дополнить документ необходимыми поправками, чтобы затем его можно было принять».
Напомним, обсуждение первой редакции документа будет продолжаться до 1 сентября 2018 года. Вносить свои предложения и замечания представители отраслевого сообщества на онлайн площадках www.expert.natamac.ru и нормативы24.рф, а также отправлять их в адрес рабочей группы Ассоциации НОПСМ по reglament@natamac.ru.
Материалы с мероприятия Вы можете посмотреть здесь.