Реализация инициатив уполномоченного на федеральном уровне – устранение причин нарушения прав предпринимателей
Одной из задач Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве является участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности. Очевидно, что в первооснове правоотношений власти и бизнеса лежат федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Соответственно, Уполномоченный не может находиться в стороне от нормотворческой деятельности федерального уровня, в рамках которой ряд предложений, включенных в ежегодный доклад Мэру Москвы, направляются Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также в общественные объединения предпринимателей, представленные на федеральном уровне.
Всего с 2014 по 2017 годы Уполномоченным на основе практической работы и предложений широкого круга предпринимателей, общественных организаций и экспертов сформировано 245 инициатив, предполагающих разработку или внесение изменений и дополнений в законодательные или нормативные акты федерального уровня, а также принятие мер реагирования со стороны федеральных органов исполнительной власти.
Количество таких инициатив ежегодно возрастало: в 2014 году – 11, в 2015 – 20, в 2016 – 78, в 2017 – 136.
Механизмами реализации инициатив федерального уровня стали 12 федеральных законов, регулирующих правоотношения в таких сферах как имущественно-земельные отношения, поддержка субъектов малого предпринимательства, госзакупки, налоговая политика и контрольно-надзорная деятельность.
Кроме того, практически половина федеральных инициатив Михаила Вышегородцева была посвящена мерам по повышению рентабельности и снижению рисков предпринимательской деятельности, защите бизнеса от рейдерства и коррупционного давления, регулированию торговой деятельности, в том числе электронной коммерции и коммуникаций.
Предложения Уполномоченного способствовали законодательному обеспечению прав субъектов малого и среднего предпринимательства при прекращении права аренды, находящихся в собственности города Москвы нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации. Так, в случае прекращения договора аренды такого помещения, арендуемого субъектом малого или среднего предпринимательства, указанный субъект получил право на заключение нового договора аренды нежилого помещения, находящегося в собственности города Москвы и являющегося равнозначным. При этом новый договор аренды нежилого помещения заключается на тех же условиях, что и ранее заключенный, без проведения торгов и с сохранением ранее предоставленных льгот.
С учетом инициатив Уполномоченного в сфере имущественно-земельных отношений сохранено преимущественное право арендатора на приобретение арендуемого нежилого помещения в отношении помещения, предоставленного арендатору по новому договору аренды нежилого помещения, на срок действия программы реновации.
Качественно дополнены меры по увеличению числа малых и средних предприятий – собственников имущества за счет законодательно закрепленной нормы возобновления утраченного преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого имущества.
Защищены права участников закупки путем расширения перечня оснований для обжалования ими в антимонопольный орган действия или бездействия заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки по предъявлению к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке или в случае нарушений требований законодательства о закупках, а также внесена определенность в установление порядка определения минимального срока исполнения контракта.
На основе предложений Уполномоченного, внесенных в рамах процедуры оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России было принято отрицательное заключение в отношении правового акта, устанавливающего требования к банкам, выдающим гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов. Впоследствии инициативы Уполномоченного, направленные на расширение спектра кредитных учреждений, способных предоставить предпринимателю гарантию, необходимую для участия в госзакупках, были реализованы Постановлением Правительства РФ.
В сфере налоговой политики инициативы Уполномоченного помогли устранить избыточное требование приобретения предпринимателем патента в каждой административной единице городов федерального значения. С внесением соответствующей поправки в Налоговый Кодекс РФ индивидуальный предприниматель, планирующий осуществлять деятельность на основе патента на территории городов федерального значения, получил право подавать заявление на получение патента в любой, по своему выбору, территориальный налоговый орган городов Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.
Также предложения Михаила Вышегородцева, выработанные в ходе проведенного анализа нормативной базы, бизнес-среды и практики правоприменения в сфере электронных коммуникаций и электронной торговли, нашли свое отражение в федеральном законе о применении 0% ставки НДС при экспорте в международных почтовых отправлениях покупок, совершенных, в том числе, в интернет-магазинах.
В сфере контрольно-надзорной деятельности существенно снижена возможность инициирования внеплановых проверок хозяйствующих субъектов по заведомо недостоверной информации либо по информации из анонимных источников. Это достигнуто за счет реализации предложения об обязательной идентификации личности заявителя, обратившегося в орган государственного или муниципального контроля, чье обращение послужило основанием для проведения внеплановой проверки.
Разрешен ряд вопросов повышения ответственности агрегаторов торговых интернет-площадок за размещение достоверной информации и проверку своих контрагентов, мониторинг всех товарных потоков, проходящих через такую площадку, предоставление необходимых сведений госорганам и правообладателям. Тем самым не только увеличена степень защиты потребителя, но и созданы препятствия предпринимательской деятельности без регистрации и уплаты налогов.
В настоящее время в стадии реализации находятся предложенные Уполномоченным инициативы в области транспорта, призванные упорядочить правоотношения в сфере таксомоторных перевозок, в том числе нашедшие свое отражение в законопроектах, рассматриваемых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации; инициативы в отношении предприятий молочной промышленности, реализующиеся в текущей деятельности Минсельхоза России.
Кроме того, реализуются инициативы Уполномоченного в сфере электронной торговли, внесенные в ходе участия Михаила Вышегородцева в публичном обсуждении проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом». В настоящее время законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.
В 2018 году Михаил Вышегородцев принял участие в разработке и обсуждении ряда законопроектов, в той или иной мере затрагивающих интересы предпринимательского сообщества и призванных унифицировать требования к банковским гарантиям в целях повышения их доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства, регулировать цифровизацию экономики (законопроекты о краудфандинге, о цифровых финансовых активах, поправки в Гражданский Кодекс РФ), а также обращение с отходами производства и потребления.
Законодательный процесс в Российской Федерации, оказывая серьезное влияние на бизнес, зачастую способен замедлять его развитие. При этом основную роль в пополнении бюджета, занятости населения и оказании недорогих и качественных услуг играет мелкий и средний бизнес, для развития которого требуется принятие понятных и постоянно действующих правил, описываемых в нормативных правовых актах. Следовательно, перед принятием новых законов, связанных прямо или косвенно с предпринимательской деятельностью, представляется необходимым предварительное обсуждение законопроектов с бизнес сообществом, выясняя какое влияние они окажут на ведение бизнеса, привлекая к этому процессу предпринимателей и лиц, призванных защищать их права. И в этих целях Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаил Вышегородцев осуществляет превентивную работу с источниками проблем, а разработанные в ходе такой работы инициативы федерального уровня в полной мере выполняют задачи защиты законных интересов предпринимателей, способствуют развитию самых разных направлений бизнеса и повышению деловой активности.