Производители стройматериалов выступают против распространения цифровой маркировки на продукцию
Производители стройматериалов предлагают отложить распространение Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на основные виды стройматериалов и отдать предпочтение традиционным методам маркировки продукции. Такую позицию высказали на рабочем совещании Экспертной группы Ассоциации НОСТРОЙ по вопросам реализации механизма «регуляторной гильотины» эксперты Ассоциации НОПСМ.
Мероприятие прошло под председательством президента НОСТРОЙ Антона Глушкова при участии исполнительного директора НОСТРОЙ Виктора Прядеина и директора Правового департамента Минстроя России Олега Сперанского. Ассоциацию НОПСМ на совещании представили заместитель исполнительного директора Национального кровельного союза Анна Молчанова и генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС) Владислав Ткаченко.
В частности, Ассоциация НОПСМ выступает против включения пункта «о распространении Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на основные виды стройматериалов и иные материалы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства» в проект «Структуры нормативного регулирования общественных отношений в сфере безопасности продукции», где Минстрой России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
По словам Анны Молчановой, прежде чем включать этот пункт в официальные документы и начинать его реализацию, нужно его тщательно проработать и просчитать финансовые затраты на его массовое внедрение. «Сегодня нет четких экономических расчетов по внедрению этой маркировки. И вопрос заключается не только в технической стороне нанесения маркировки на продукцию, но и в необходимости полного пересмотра бизнес-процесса, логистики и хранения материалов», - добавила она.
По подсчетам Национального кровельного союза, затраты на внедрение этого механизма для производителей составят до 5,1 млрд руб., а для строительных компаний – не менее 50 млрд руб. Только для производителей трубопроводных систем и полимерных труб, по данным АПТС, цифровая маркировка обойдется в 5-10 млрд руб. в зависимости от оснащения каждого предприятия.
При этом затраты для отрасли в целом могут достигнуть порядка 555,15 млрд руб., включая пересмотр транспортировки продукции, закупку необходимого оборудования, трудовые и временные затраты и проч.
«В текущей экономической ситуации реализация цифровой маркировки неизбежно приведет к удорожанию производства строительных материалов и строительства объектов, что свою очередь снизит объемы строительства и поставит под угрозу реализацию нацпроектов», - рассказала А. Молчанова.
Кроме того, на сегодняшний день нет четкого определения, какие именно стройматериалы подлежат цифровой маркировке, и какие из них больше всего влияют на безопасность зданий и сооружений. Также неясно, как обеспечить прием и складирование продукции на строительных площадках в регионах, где есть проблемы со связью, каким образом обеспечить маркировку сыпучих материалов и проч. Без учета этих моментов комплексное внедрение механизма цифровой маркировки без дополнительных затрат не представляется возможным.
По мнению представителей Ассоциации НОПСМ, цифровая маркировка стройматериалов – вещь нужная, но не первостепенная. Для решения актуальных проблем промышленности стройматериалов следует в первую очередь уделить внимание более традиционным методам маркировки, которые требуют меньших затрат. Например, хорошим способом борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией могло бы стать обязательное внедрение инструмента входного контроля, развитие стандартизации и внедрение обязательного подтверждения соответствия, разработка четких параметров эксплуатационной пригодности стройматериалов и проч.
Напомним, создать Единую системы маркировки и прослеживаемости товаров было решено в 2017 году в целях сокращения незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики, безопасности и защиты граждан и проч. К 2020 году система должна включить табачную продукцию, обувь, некоторые категории товаров легкой промышленности, духи и туалетную воду, шины и покрышки, фотокамеры и фотовспышки. К 2024 году система должна охватить широкий перечень потребительских товаров.