Бизнес надеется, что строительные материалы будут нужны
В первый день национального отраслевого форума «Отечественные строительные материалы-2019» прошло пленарное заседание, собравшее множество слушателей. Без сомнения, внимание привлекла сама тема – «Итоги и перспективы развития отрасли промышленности строительных материалов». Выступавшие очень подробно и каждый по-своему осветили проблемы отрасли, так что в целом сложилась объективная картина. Можно согласиться с председателем Комитета по строительству объединения «Опора России» Дмитрием Котровским, который заметил, что рост объемов производства и обеспечение импортозамещения являются задачами сложными, но все-таки посильными – потенциал для этого есть.
Директор департамента металлургии и материалов Минпромторга России Павел Серватинский привел цифры, свидетельствующие о больших возможностях отечественных производителей. По итогам минувшего года загрузка российских предприятий такова:
- стекольное производство – 80%;
- известь – 79%;
- теплоизоляция – 70%;
- бетон – 70%;
- гипсокартон – 70%;
- цемент – 50%;
- ЖБИ – 40%.
Следовательно, при наличии платежеспособного спроса со стороны потребителей, то есть строительных компаний, производство без особых проблем может вырасти в среднем на 30%. Другое дело, что выступавшие высказывали опасения как раз относительно спроса. Получат ли производители строительных материалов новые, более объемные заказы?
Для того, чтобы достичь показателей, обозначенных Президентом – 120 млн. кв. метров жилья в год – нужно в течение всего лишь 6 лет увеличить ввод на 50%. Как достичь этого, если три последних года знаменуются, в лучшем случае, стоянием на месте? Президент ГК «Основа, председатель Совета Ассоциации НОПСМ (Национальное объединение производителей строительных материалов) Александр Ручьёв заметил, что в связи с отказом от долевого строительства и переходом на эскроу-счета падение объемов весьма вероятно. И тогда сложно будет думать о развитии, скорее о сохранении. Вице-президент организации «Деловая Россия» Татьяна Минеева напомнила, что согласно расчетам, ввод 120 млн. кв. метров потребует не менее 8 трлн рублей инвестиционных вложений. Меж тем, сейчас вложения дольщиков составляют 67% от всех инвестиций. Переход на проектное финансирование, кроме всего прочего, означает, что «бесплатных» денег больше не будет, а это неминуемо вызовет рост цен на жилье, вероятнее всего, на 15-20%. При продолжающемся падении реальных доходов населения вряд ли такое удорожание окажется по плечу потребителям, следовательно, государство должно заранее продумывать различные формы поддержки – и производителя, и покупателя.
В ходе заседания не раз была затронута тема экспорта. По словам самих участников рынка, отечественные производители стройматериалов вполне конкурентоспособны на внешнем рынке, хотя им и приходится выдерживать колоссальное давление. В 2018 г. по итогам конкурса «Экспортер года», который проводят Минпромторг, Российский экспортный центр и Минсельхоз, лучшей в несырьевом секторе была признана корпорация Технониколь. Как рассказал президент корпорации Сергей Колесников, большая часть поставок осуществляется внутри страны, 60%, но и зарубежные рынки чрезвычайно важны для корпорации: в 2018 г. объем экспорта составил 250 млн. долл. Как пример своевременной поддержки со стороны государства Сергей Колесников назвал предоставление Минпромторгом субсидий его корпорации - для получения зарубежных сертификатов, без чего невозможно заниматься экспортной деятельностью.
Производство строительных материалов – отрасль, зависимая от положения дел в самом строительстве, подчеркнул Александр Ручьев. Поэтому любые прорывы любой рост возможен лишь в условиях, когда у потребителя все в порядке. На что и остается надеяться всем участникам дискуссии на форуме.
Руслан Дзкуя
Источник: Российский строительный комплекс