Ассоциация НОПСМ приняла участие в форуме «Строительная отрасль. Горизонт 2030»

Ассоциация НОПСМ приняла участие в форуме «Строительная отрасль. Горизонт 2030»

С 6 по 7 ноября в здании Торгово-промышленной палаты РФ в Москве прошел форум «Строительная отрасль. Горизонт 2030», посвященный обсуждению реализации стратегических задач и целевых показателей Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. Ассоциацию НОПСМ на мероприятии представил Владислав Ткаченко, генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС).

Главной целью мероприятия стала выработка единой позиции органов государственной власти и профессионального сообщества о механизмах и способах достижения заявленных в Стратегии целей и первоочередных мерах по их реализации, а также активизация участия в этом процессе организаций строительного комплекса и промышленности строительных материалов.

Одним из вопросов, поднятых участниками форума, стали методы борьбы с поступлением и оборотом на рынке фальсифицированной и контрафактной продукции. О своем опыте работы в этом направлении рассказал Владислав Ткаченко.

Эксперт отметил, что в настоящий момент объем фальсификата по некоторым видам строительной продукции достигает слишком высоких показателей. В частности, по оценке АПТС, доля такой продукции в полиэтиленовых наружных трубах составляет порядка 30%, а это около 9 млрд рублей в год. Для полимерных внутридомовых труб эти цифры еще существенней – до 70%, что в денежном эквиваленте составляет14,1 млрд руб. в год.

Внушительная доля фальсификата влечет за собой значительные проблемы для всей отрасли, и в том числе для коммунального хозяйства. При утечках в сетях холодного водоснабжения потери водоканалов составляют более 75,8 млрд руб. в год, а на дополнительные затраты на устранение аварий уходит до 18,9 млрд руб. за год. Совокупный объем потерь при этом достигает 132,9 млрд руб.

Владислав Ткаченко обратил внимание участников, что за счет своих непредсказуемых эксплуатационных характеристикам и низкого срока службы фальсификат увеличивает возникновение аварийных ситуаций и несет в себе прямую угрозу для безопасности населения.

Вместе с тем проблемы наличия такого продукта на рынке в нашей стране не решаются комплексно и полноценно. Как минимум, в уголовном и гражданском кодексах понятие фальсифицированной продукции в принципе не раскрывается. Соответственно, за производство, ввоз и реализацию фальсификата никто ответственность не несет.

Эксперт предложил ввести на законодательном уровне закрепленное универсальное понятие фальсифицированной продукции, что даст возможность определить полномочия органов государственного надзора, установить определенные виды и меры ответственности за такую продукцию и в итоге позволит более эффективно выстроить политику в сфере противодействия обороту фальсификата.

В странах Евросоюза, например, за торговлю поддельными товарами могут оштрафовать на 300 тыс. евро или даже лишить свободы сроком от 4 лет. В США ежегодно составляются черные списки, куда попадают компании за выпуск и продажу контрафактной продукции. По мнению Владислава Ткаченко, необходимо изучить этот опыт, интегрировать его и ввести в России.

Еще одним эффективным методом борьбы с такой продукцией могло бы стать введение принципа внезапности внеплановой проверки, возможность организации и проведения контрольных закупок. Кроме того, полезным для отрасли может также стать введение института нотификации органов по сертификации. Также необходимо внести изменения в законодательство об аккредитации органов по сертификации. В частности, уполномочить национальный орган по аккредитации проводить проверки бывших аккредитованных лиц, признавать сертификаты соответствия недействительными при отсутствия органа по сертификации.

При этом Владислав Ткаченко отметил, что законопроект о внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании», предусматривающий механизм признания сертификатов и деклараций о соответствия недействительными, уже был подготовлен Минэкономразвития и внесен Правительством РФ в Госдуму в марте этого года. Однако до настоящего времени еще не был рассмотрен даже в первом чтении.

Пока ситуация с совершенствованием законодательства остается прежней, производителям самим приходится тратить время и финансы на выявление и устранение фальсифицированной продукции. В частности, АПТС проводит исследования и анализ поставляемой на рынок продукции, выявляет производителей и поставщиков фальсификата и вносит их в черный список - на сегодняшний день в Ассоциации собрано более 4 тыс. файлов с доказательствами. При выявлении такого факта АПТС направляет соответствующие уведомления в МВД и ФСБ, а с отраслевыми компаниями проводит консультации и оказывает помощь в закупках.

Релевантые материалы