Безопасность строительной продукции

Безопасность строительной продукции

7 августа 2018 года в конференц-зале Российского союза промышленников и предпринимателей (Москва, Котельническая наб., д. 17) прошел круглый стол на тему: «О проекте технического регламента «О безопасности строительной продукции».

В Российской Федерации в настоящее время продукция промышленности строительных материалов с точки зрения стандартизации не имеет системного регулирования. В стране восемь лет нет обязательных требований для строительных материалов и изделий.

В таких условиях на рынок в неограниченном количестве попадают строительные материалы низкого качества и сомнительного происхождения.

Для решения этой проблемы экспертной рабочей группой Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (Ассоциация НОПСМ) подготовлена первая редакция проекта Технического регламента «О безопасности строительной продукции», которая вынесена в настоящий момент на общественное обсуждение.

Модератором круглого стола стал первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Николаевич Лоцманов.

В своем вступительном слове он сказал: «Разработка этого регламента – это крик души строителей и производителей строительных материалов. Регламент Евразийского союза шесть лет лежит без движения по одной причине – там записаны строительные нормы, а как говорят наши коллеги из Казахстана и других соседних стран: «Мы не хотим, чтобы Москва писала нам обязательные нормы, по которым мы все будем строем ходить». Из-за этих строительных норм регламент лежит без движения, а вопросы не решаются.

Сейчас на различных площадках обсуждается вопрос засилия фальсификатов, вопрос торговли сертификатами хоть на цемент, хоть на радиаторы, хоть на кабели. Причина половины пожаров в нашей стране – фальсифицированный кабель. Пытаемся навести порядок в цементной отрасли. В июле этого года ввели обязательную сертификацию радиаторов, а рынок уже забит бумажками с буквами «сертификат». Поэтому вопрос регулирования безопасности строительных материалов назрел. Я думаю, мы его решим».

С основным докладом круглого стола: «О проблемах в области установления обязательных требований к строительным материалам и изделиям» выступил председатель Межотраслевого совета РСПП по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли, председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Васильевич Пугачев.

Он согласился с мнением А.Н. Лоцманова, что в настоящее время продукция промышленности строительных материалов с точки зрения стандартизации не имеет системного регулирования. Производство строительных материалов осуществляется, в большинстве случаев, в соответствии с техническими условиями изготовителя (ТУ). Содержание таких ТУ в большинстве случаев не публикуется и не известно участникам рынка. Сертификация также осуществляется изготовителем в добровольном порядке на соответствие собственным ТУ.

В таких условиях строительные материалы попадают на рынок в неограниченном количестве низкого качества и сомнительного происхождения. Свойства материалов отличается у разных изготовителей. Имея одно и то же название и похожий сертификат, строительный материал у разных изготовителей может обладать разными свойствами. Потребителю в таком случае сложно сравнить материалы и сделать компетентный выбор, что чаще всего приводит к покупке наиболее дешевого материала.

Данная проблема может быть решена путем введения обязательных требований к строительным материалам и обязательной сертификации (декларирования). У ближайших территориальных партнеров России (например: Беларусь, Казахстан, Европейский союз) для этой цели принят соответствующий технический регламент.

Принятие технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий на территории России не является дилеммой. Соответствующее решение было принято в 2002 году, когда был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», где в тексте закона данный технический регламент был указан в числе первоочередных.

Подготовка необходимого документа, вводящего на территории России обязательные требования к строительным материалам в выбранном направлении много лет назад зашла в тупик, выход из которого сегодня необходимо предложить.

Движение в сторону принятия необходимого документа для России остановилось в 2012 году, когда проект технического регламента Евразийского экономического союза (ЕЭС) «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» был внесен в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Его принятие оказалось невозможным по ряду причин, основная из них – это противоречие технического регламента Договору о Евразийском экономическом союзе. Отсутствие реальных шагов по решению данной проблемы привело к тому, что находящийся в ЕЭК текст документа сегодня во многом потерял свою актуальность.

Для российской стороны упущенное время послужило причиной рождения новой серьезной проблемы. В Беларуси и Казахстане, в отличие от России, накоплена многолетняя практика применения обязательных требований и обязательной сертификации (декларирования). Благодаря спросу на обязательную сертификацию на должном уровне функционирует лабораторная база. Россия, в свою очередь, обладает только теоретическими изысканиями по данному вопросу. Кроме того, в России самый большой в союзе рынок строительных материалов с большим числом игроков, которые не имея на сегодняшний день единых правил игры, еще не начали путь по согласованию единой позиции.

В этой связи сложилась следующая ситуация. В России отсутствует единая позиция, выработанная на основе практики применения обязательных требований к строительным материалам и обязательной сертификации (декларировании). Таким образом, работа над техническим регламентом о безопасности строительных материалов на уровне Союза ставит российскую сторону в заведомо невыгодное положение по отношению к Беларуси и Казахстану, в которых такие практически значимые позиции уже имеются. В этой связи, необходимо скорейшее принятие в России отечественного технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий. Его принятие в первую очередь позволит навести порядок на внутреннем рынке, а затем должным образом участвовать в разработке союзного технического регламента.

В завершении своего доклада С.В. Пугачев предложил внести в резолюцию круглого стола следующие предложения:

  1. Отметить правовые проблемы применения и соблюдения обязательных требований к строительным материалам и изделиям в рамках применяемых механизмов переходного периода, установленных ФЗ «О техническом регулировании» и постановлением Правительства от 01.12.2009 № 982, а также применения мер административной и уголовной ответственности за выпуск несоответствующей продукции.
  2. В целях установления обязательных требований к строительной продукции, правил ее идентификации, правил, форм и схем ее оценки соответствия (статья 7 ФЗ «О техническом регулировании») считать целесообразным разработку технического регламента о безопасности строительной продукции.

Комментируя доклад С.В. Пугачева, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Лариса Степановна Баринова отметила: «Лучшие мировые практики говорят о том, что техническое регулирование проектирования и строительства осуществляются национальными нормативными документами. В рамках ЕЭС возникла коллизия – Казахстан и Беларусь приняли, что регламент ЕАС не может диктовать требования к проектированию и строительству. Строительные материалы пересекают границы, оценка их соответствия должна осуществляться по единым понятным правилам».

Концептуальным подходам к разработке регламента был посвящен доклад: «О необходимости разработки технического регламента о безопасности строительной продукции и концептуальных подходах к разработке технического регламента», с которым выступил руководитель рабочей группы Ассоциации НОПСМ по разработке проекта технического регламента, заместитель председателя ТК144 «Строительные материалы, изделия и конструкции» Константин Алексеевич Жиляев.

Основной концептуальный подход заключается в том, что строительная продукция отличается от большинства другой тем, что она не является конечной, а свои законченные формы и свойства приобретает будучи встроенной в здания и сооружения. Таким образом, на первый план выходит не безопасность такой продукции, а ее свойства в зависимости от ее целевого назначения. В этой связи оценка соответствия строительной продукции проводится в отношении только тех существенных характеристик продукции, которые важны для каждого конкретного целевого назначения. Будучи важными для одних целей характеристики строительной продукции могут быть совершенно бесполезны для других.

Основным требованием к строительной продукции, которое проходит красной нитью через весь технический регламент является обеспечение за счет свойств строительной продукции безопасности зданий и сооружений. Необходимая безопасность может быть обеспечена при условии, когда строительная продукция применяется по своему целевому назначению и ее существенные характеристики имеют подходящие для заявленной цели значения.

Прямых требований к характеристикам строительной продукции технический регламент не содержит. Данная задача решается за счет совокупности существующих и разрабатываемых стандартов.

Техническим регламентом предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает перечень стандартов для каждой группы строительной продукции, которые подлежат обязательному выполнению. В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты. Применение ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах допускается в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона «О техническом регулировании» декларация о соответствии в отличие от сертификата может содержать сведения, предусмотренные соответствующим техническим регламентом. Это предопределило выбор именно этой формы подтверждения соответствия. В качестве дополнительных сведений технический регламент требует, чтобы в декларации была отражена следующая информация:

- наименование стандартов, которым соответствует декларируемая продукция или номер технического свидетельства, выданного на данную продукцию;

- целевое назначение строительной продукции в соответствии со стандартами или выданным на них техническим свидетельством;

- перечень существенных характеристик, который определяется в соответствии со статьей 5 технического регламента, а также подтвержденные значения этих существенных характеристик.

В соответствии с пунктом 2 Федерального закона «О техническом регулировании» состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом, состав технической документации может уточняться соответствующим техническим регламентом. Ограничений по составу доказательственных материалов федеральный закон не содержит. На основании такой возможности в техническом регламенте во многом повторены схемы подтверждения соответствия европейского Регламента на строительную продукцию.

В Регламенте на строительную продукцию подписанию декларации о соответствии в ряде случаев предшествует получение сертификата нотифицированного органа. В ТР СП сертификат нотифицированного органа заменен на заключение аккредитованного органа по сертификации. Такая форма не является изобретением впервые появившемся в техническом регламенте. Например, заключение органа по сертификации о соответствии продукции требованиям технического регламента предусмотрено пунктом 4.1 статьи 24 Федерального закона «О техническом регулировании».

Декларация о соответствии, зарегистрированная в реестре, является официальным документом, удостоверяющим соответствие продукции требованиям безопасности. Изготовитель использует декларацию для выпуска продукции в обращения. Таким образом, если опасную продукцию задекларировали как соответствующую техническому регламенту, (безопасную) то работает эта статья. То же самое, в случае если производитель задекларирует не те показатели не для того целевого назначения, продукция фактически становится небезопасной для конкретного целевого назначения.

Далее с докладами и сообщениями выступили:

- Пустовгар Андрей Петрович, проректор МГСУ, доклад: «О группировках строительной продукции в проекте технического регламента»;

- Целищев Петр Валерьевич, заместитель исполнительного директора АО «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» (АО «ЦНС»), сообщение: «О промежуточных результатах общественного обсуждения проекта технического регламента»;

- Акиев Руслан Сосланович, председатель НТС АО «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» (АО «ЦНС»), доклад: «О формировании доказательной базы проекта технического регламента»;

- Борисов Роман Николаевич, управляющий директор Союза производителей сухих строительных смесей, сообщение: «Проблемы обязательного подтверждения соответствия сухих смесей»;

- Голунов Сергей Анатольевич, директор по развитию НИЦ «Строительные технологии и материалы», доклад: «О проблемах существующей системы оценки технической пригодности нестандартизованных строительных материалов (изделий) и путях их устранения»;

- Еремин Геннадий Николаевич, председатель Комиссии Ассоциации «Русская Сталь» по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, сообщение: «Вопросы установления обязательных требований к металлопрокату»;

- Омарова Екатерина Викторовна, ответственный секретарь Ассоциации независимых производителей цемента, сообщение: «Проблемы обязательной сертификации цемента».

Срок обсуждения первой редакции Технического регламента «О безопасности строительной продукции» - до 1 сентября 2018 года. Затем на основе полученных замечаний и предложений будет подготовлена вторая редакция.

Релевантые материалы