Ассоциация НОПСМ приняла участие в Международном форуме «Антиконтрафакт» в Ереване

Ассоциация НОПСМ приняла участие в Международном форуме «Антиконтрафакт» в Ереване

С 12 по 13 ноября в Ереване (Армения) состоялся VII Международный форум «Антиконтрафакт-2019», организатором которого выступило Правительство Республики Армения при поддержке Евразийской экономической комиссии, Минпромторга и Международной ассоциации «Антиконтрафакт». Ассоциацию НОПСМ на мероприятии представил Владислав Ткаченко, генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС).

Участники форума затронули проблемы противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной и фальсифицированной. Среди спикеров были представители министерств и ведомств государств-членов ЕАЭС, главы крупных компаний и организаций, ведущие международные эксперты в этой области, представители науки и общественности.

О мерах по предупреждению фальсификата и контрафакта в области строительных материалов и необходимости усовершенствовать нормативно-правовые документы участникам рассказал Владислав Ткаченко.

По словам эксперта, сегодня в промышленности строительных материалов наблюдается внушительная доля контрафактной и фальсифицированной продукции, что не только наносит ущерб добросовестным участникам отрасли, но влечет за собой проблемы для жилищно-коммунального хозяйства. За счет низкого уровня качества, непредсказуемых эксплуатационных характеристик и низкого срока службы такая продукция в значительной степени увеличивает возникновение аварий и может нанести вред здоровью и безопасности населения.

Владислав Ткаченко отметил, что только в 2017 году объем затрат на устранение аварий у ЖКХ ушло порядка 18,9 млрд рублей. Общие потери за год, в том числе из-за утечек, аварий и неучтенных затрат, составили 132,9 млрд рублей. И это при том, что в бюджете по разным государственным программам на строительство и ремонт сетей было заложено только 21 млрд рублей.

В настоящее время объем аварийного фонда не только не устраняется, но продолжает расти. Во многом это связано с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Так, к примеру, объем рынка фальсификата в полиэтиленовых трубах достигает 9 млрд рублей за год. При производстве фальсифицированной полимерной трубной продукции используют первичный неокрашенный (не трубный) полиэтилен, что дает до 30% выгоды недобросовестному производителю. А использование нетрубного вторичного сырья и вовсе приносит до 200% выгоды.

Однако несмотря на существенные убытки и вред всем участникам отрасли, включая государственные компаний, проблема по-прежнему не решается. По словам Владислава Ткаченко, на сегодняшний день в Российском уголовном и гражданском кодексах в принципе не раскрыто понятие фальсифицированной продукции. А это значит, что за производство, ввоз и реализацию фальсификата никаких мер не предусмотрено, что развязывает руки недобросовестным производителям.

Для того, чтобы эффективно решить эту проблему, нужно в первую очередь на законодательном уровне ввести универсальное понятие фальсифицированной продукции. Это позволит установить определенные виды и меры ответственности за оборот такого товара, определить полномочия органов государственного надзора и в итоге позволит выстроить политику в сфере противодействия обороту фальсификата.

Во многих странах за торговлю и производство такие компании несут ответственность вплоть до уголовной. В Тайване, например, за распространение контрафакта можно лишиться свободы сроком до 7 лет. В странах Евросоюза за торговлю поддельными товарами могут оштрафовать на 300 тыс. евро или даже лишить свободы сроком от 4 лет. По мнению Владислава Ткаченко, в России также необходимо внедрить этот опыт. Причем за пример можно взять не только зарубежный опыт, но и опыт СССР. В то время, например, за выпуск недоброкачественной продукции директоры, главные инженеры и начальники отдела технического контроля могли лишиться свободы сроком до 8 лет.

Владислав Ткаченко также предложил ввести принцип внезапности внеплановой проверки, возможность организации и проведения контрольных закупок. Следует также внести изменения в законодательство об аккредитации органов по сертификации - уполномочить национальный орган по аккредитации проводить проверки бывших аккредитованных лиц, признавать сертификаты соответствия недействительными при отсутствия органа по сертификации.

При этом поручения по снижению объёмов оборота фальсифицированной и несертифицированной продукции, о включении в законодательство понятия «фальсифицированная промышленная продукция» и о введении ответственности за производство, ввоз и реализацию фальсифицированной промышленной продукции уже были даны на государственном уровне. Однако проблема по-прежнему не решена.

В настоящий момент бизнес-сообществу и общественным организациям приходится проводить работы по выявлению и устранению такой продукции самостоятельно, за счет своих собственных средств. Так, Ассоциация производителей трубопроводных систем сегодня активно ведет эту работу, проводит анализ текущей ситуации, выявляет производителей и доставщиков фальсификата и составляет «черный список». Сегодня Ассоциация аккумулировала более 4000 файлов с доказательствами – протоколы испытаний, акты отбора образцов, заключения экспертов и проч. При фиксации таких случаев соответствующие уведомления направляются в МВД и ФСБ.

Релевантые материалы